20 июля этого года в Киеве состоялся «круглый стол», посвящённый проекту постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей». В обсуждении проекта приняли участие сотрудники Министерства социальной политики, которое занимается лицензированием данного вида деятельности, представители крюинговых компаний, а также представители юридических фирм и ведущих морских профсоюзов. Круглый стол в Киеве стал продолжением аналогичного обсуждения в Одессе, прошедшего 15 апреля этого года, в ходе которого были разработаны рекомендации для Лицензионных условий, опубликованных в первой редакции Минсоцполитики 1 июля этого года.

Необходимость изменить условия лицензирования фирм-посредников в трудоустройстве за рубежом – в том числе, крюинговых компаний – вызвана принятием в марте этого года закона Украины «О лицензировании определённых видов государственной деятельности». По словам Сергея Маслова, заместителя председателя Общественного совета Минсоцполитики, это хорошая возможность оптимизировать работу крюингов, сделав её более удобной для моряков и прозрачной для органов государственного контроля.

На круглом столе был поставлен вопрос об отмене ряда бюрократических формальностей, усложняющих процесс трудоустройства украинских моряков за границей. К примеру, согласно действующим правилам, каждая крюинговая компания должна вести журнал единого учёта клиентов, в котором требуется подпись каждого соискателя вакансии. Чтобы поставить эту подпись, моряк, проживающий в другом регионе Украины, должен ехать в Одессу, где находится крюинг, хотя он мог бы сразу выехать на судно. На круглом столе было предложено упразднить подпись в журнале, оставив её только в акте выполненных работ, который моряк может подписать дома и выслать по почте. «Нужно перенимать положительный опыт наших самых сильных конкурентов, – комментирует ситуацию Маслов. – Например, филиппинского моряка никто не заставляет метаться между островами, которых там семь тысяч, ради одной-единственной подписи. Там моряк сразу едет в аэропорт и улетает на судно».

Другим важным пунктом обсуждения стало то, что моряк должен покидать Украину, имея на руках трудовой договор, уже подписанный работодателем. Иностранный работодатель зачастую не может подписать этот договор, поскольку находится за рубежом. Без этой подписи договор не имеет силы, то есть, по дороге к месту работы на моряка не распространяется страховка. Крюинги настаивают на разрешении передачи агентству права подписи трудового договора от имени работодателя, чтобы документ вступал в силу уже на Украине, и моряк был защищён им с момента вылета за рубеж.

Проблема разграничения функций судовладельца и посредников дала о себе знать в вопросе о коллективном договоре. Лицензионный орган требует копию колдоговора именно с работодателем.  Следует учесть, что крюинговые агентства, работающие на территории Украины, зачастую сотрудничают не напрямую с судовладельцем, а с компанией-менеджером экипажа, представляющей интересы одного или нескольких судовладельцев. «Ситуации бывают разные и достаточно сложные, – объясняет глава Федерации морских профессиональных союзов Украины Максим Слюсаревский. – Допустим, на одном судне часть экипажа – украинцы, часть – филиппинцы, ещё часть – граждане Индии. А коллективный договор на судне один на весь экипаж: между судовладельцем и, например, филиппинским профсоюзом. В тоже время работодателем для украинских моряков может быть не судовладелец, а компания-менеджер по экипажу, которая от своего имени подписывает трудовой контракт с моряком.  Если крюинг даст справку об отсутствии колдоговора — то обманет орган лицензирования. В тоже время имеющийся на борту колдоговор по формальному признаку не подходит под предлагаемые условия, т. к. заключен не с работодателем, а с судовладельцем».

Сотрудничество крюинговых компаний с несколькими судовладельцами или менеджерами одновременно затрудняет делопроизводство на местах. Например, заключая с моряком-соискателем договор о предоставлении посреднических услуг, агентство должно подшить к нему проект трудового договора. Но в крюинге ещё не знают, к какому судовладельцу попадёт моряк, поэтому не могут определиться с проектом. Та же проблема возникает с указанием выходных данных рабочей визы: в момент заключения договора между моряком и агентством ещё неизвестно, когда эта виза будет открыта. Предложение заключать договор о предоставлении услуг моряку позже, когда всё становится ясно, компании решительно отвергают. «Например, к нам приходит моряк, – поясняют свою позицию представители крюингов. – Весь офис тут же включается в работу, тратит целый день, находит ему вакансию. А он говорит, спасибо, мол, но нет, пойду в другое агентство. Чтобы не расходовать напрасно время и силы, первое, что мы должны сделать – подписать с ним договор об услугах, а потом начинать работать».

По итогам круглого стола стремление защитить моряков с одной стороны и упростить им бюрократическую процедуру с другой достигли компромисса. В ближайшие дни участники снова встретятся для согласования поправок и утверждения окончательного варианта новых Лицензионных условий при участии заместителя Министра социальной политики Валерия Ярошенко.

— Валерия Шмырова